ФЭНДОМ

Общие Сведения Править

Туасмат

Государство: Королевство Рейро

Форма правления: Конституционная монархия, Парламентская республика

Правители: Род королей туасматус ведёт начало от основателя народа, беглого итошина Куну-Лау. В настоящее время король - больше формальная должность. Фактически все указы утверждает он, и подчиняются туасматус непосредственно ему. Однако принятие этих законов происходит на уровне парламента, где их, в свою очередь, утверждает канцлер. Канцлер выбирается парламентом, парламент – привилегированными сословиями. Важнейшую роль при формировании парламента играет Королевский Университет, его проректор и ведущие туалока. Доступ к королю дозволен только канцлеру, проректору и нескольким крупным чиновникам. Скрытный образ жизни Верховного Правителя уже много лет порождает среди народа волну слухов.

Язык: Разговорный язык в королевстве – туасматус. Народ механиков - самый образованный, практически 99% населения проходили учёбу в Университетах. Потому всё

население также свободно может изъясняться на Общем Языке. Однако все учебные книги издаются на родном.

Крупнейший город: Чизтан. Город-порт, не подчиняющийся законам королевства, находящийся под управлением Гуаварской Торговой Компании. Фактически единственный город на Рейро, построенный не под землёй.

Столица: Туасматус-Хан’ум (Механикум). В дословном переводе означает «Город-столица народа туасматус». В городе находится Королевский Дворец, здание парламента и Королевский Университет. Политический центр королевства. При этом город почти полностью находится в пещерах под землёй.

Другие крупные города: Города туасматус достаточно плотно заселены. Мелкие поселения практически отсутствуют, так как строить города в пещерах представляется достаточно сложным. Бухта Мира, Палладиум, Грабард, Синориус – крупные торговые и промышленные центры. Форт Скорби и Давос-Бестиас - практически не используемые форты с небольшим гарнизоном и гаванями.

География и климат: Сырой, холодный. Хотя полуостров лишён плотных туманов, как в империи Ито, но и здесь редко появляется солнце. Суровые зимы с небольшими снегопадами. Как правило, из-за сырости снег быстро тает. Однако также возможны кратковременные суровые морозы. Лето короткое, дождливое. Почва неплодородная. Остров Давос-Бестиас, принадлежащий королевству, находится в вечной мерзлоте, и только тёплые течения позволяют кораблям ходить к нему.

Граничит с: Империей Ито на северо-западе, прериями Чекатта на западе; морские границы - с государством гуаваров и Долиной Предков.

История Править

Туасматус - самый молодой народ. Механиками их прозвали прочие жители Элинора за невероятные изобретения, что стали отличительной чертой туаматус. Неизвестна этимология происхождения слова «туасмат», но сейчас в местном языке оно равносильно слову «механик». И в понятии народа, и в понятии механика-инженера.

Народ был основан беглым итошином Куну-Лау и его сподвижниками. Итошинские историки крайне невразумительно описывают эти события. Историки туасматус, напротив, передают зарождение народа с излишним пафосом. Джунитские исследователи сходятся на том, что Куну-Лау был удоганом, попавшим в опалу и приговорённым к наказанию. Возможно, к тюремному заключению, возможно, даже к смертной казни. Однако ему удалось бежать на восток по водам реки Олу-Онэ.

Однозначно, Куну-Лау был искусным инженером. А, как известно, итошины достаточно консервативны и даже в вопросах войны с демонами не любят нововведений. Куну-Лау же хотел внедрить новые методы ведения боя, разрабатывал военные машины. В какой-то момент он столкнулся с разночтениями в Кодексе Доцу, ведь основой Кодекса являлось искусное владение мечом. Конфликт талантливого инженера и бессмертного императора был неминуем.

Скорее всего, бежать Куну-Лау помогли его изобретения. Итошины никогда не умели перемещаться по воде. Возможно, Куну-Лау просто сплавился на плоту или лодке.

Дальше начинаются расхождения, потому что и в источниках итошинов, и туасматус, всегда упоминается только один Куну-Лау. А государство на пустынном полуострове Рейро, куда добрался беглец, он уже строил с единомышленниками. Скорее всего, итошинские историки не хотят признавать, что юноша был достаточно харизматичен и у него появилось много последователей, которые ушли за ним, предав кодекс и императора. Историки же туасматус героизируют своего основателя, якобы он обхитрил всю империю в одиночку. Вполне вероятно, что к небольшому отряду беглых итошинов могло примкнуть большое племя снежных чекатта.

Город Туасматус-Хан’ум был заложен на берегу озера Сэдэ-Мок. Чуть ли не в единственном пригодном для жизни месте на полуострове. Озеро гарантировало провизию, а близлежащие пещеры спасали от холода и сырости. Далее народ стал развиваться с помощью инженерных изобретений Куну-Лау и его последователей. Огромную роль в стремительном росте могущества королевства сыграло одомашнивание диких животных огромной силы – троллей и мамонтов.

Туасматыарт

Тролли были приручены, будучи прикормленными морскими змеями. Они, пещерные сухопутные существа, моря всегда боялись. А когда один раз попробовали змея, пойманного человеком, решили, что лучшего лакомства на свете просто нет. С тех пор глупые существа стали выполнять любые требования людей, лишь бы получить новую и новую порцию. Мамонты же могли с лёгкостью перевозить тяжёлые грузы. Продовольствие, руда, полезные минералы – всё транспортировалось на огромных повозках, что с лёгкостью тянули могучие существа. Однако доставлять ресурсы в Долину и обратно мамонты, увы, не могли. Они не покидали полуострова. Туманы империи Ито, солнце Долины, мягкая трава прерий чекатта – всё для них было губительным.

При этом, помимо разработки механизмов, велась активная работа в области алхимии, которая впоследствии была объявлена лженаукой, а вместо неё стали изучаться новые течения – физика, материаловедение, биология. Так, экспериментальными путями была отрыта особая энергия, позволяющая запускать в работу без человеческих и животных усилий огромные механизмы.

Механики расселились по пещерам полуострова близ рудников, где могли добывать своё сырьё.

Возможно, император Тошо не сразу узнал о становлении молодого народа. Ясно одно, он но ничего не предпринял, чтобы помешать его развитию. Уже в более поздней истории, некоторые очевидцы утверждают, что империя дважды готовила поход на королевство туасматус, но в последний момент походы отменялись. Вполне возможно, что Тошо опасался силы туасматус.

Вскоре механики удивили мир ещё одним открытием - созданием голема, существа из металла или камня, способного выполнять физическую работу, диктуемую человеком. В скором времени механики вовсе потеряли необходимость в использовании труда троллей.

Механики изначально не знали, что Рейро уже был обитаемой землёй до их пришествия. Гуавары закладывали город Гуаво на северо-востоке, однако вынуждены были уйти назад, атакуемые демонами севера. На месте разрушенного Гуаво был заложен Чизтан.

Внезапно демоны вернулись, вероятно, потревоженные гуаварами, открывшими остров Давос-Бестиас. Это было настоящее нашествие. Механики легко отбили первые атаки, но количество демонов не убавлялось. Канцлер просил помощи у прочих народов. Однако Долина лежала в руинах после недавней войны, ведичи были разбиты таврами, сами тавры обвинялись в узурпации власти, а джуниты сами вели войну с удильщиками и драконами, активизировавшимися одновременно с демонами. Самый драматичный случай произошёл в империи Ито. Правительство туасматус отправило гонцов к императору Тошо с просьбой о прощении и защите, ведь итошины посвящали всю свою жизнь войне с демонами. Однако гонцы не просто получили отказ, а безоружными были выгнаны в туман и оставлены там. В хрониках туасматус зафиксированы единичные случаи бегства итошинов из империи, по доброй воле отрёкшихся от императора ради борьбы с демонами. Итошины эту информацию не подтверждают. Первым был разрушен самый уязвимый город королевства Чизтан. Через год демоны взяли в плотное кольцо Туасматус-Хан’ум. Жители понимали, что, скорее всего, погибнут, ибо шансов на спасение уже не было. К тому моменту механики почти исчерпали продовольствие. На фабриках массово изготовлялись големы, однако ресурсов не хватало, так как производства в иных городах оказались блокированы. Однако сперва пришла помощь от джунитов, которые через прерии чекатта организовали линии снабжения. Сами чекатта, рискуя жизнью, доставляли продовольствие в город через блокаду демонов. А затем гуаварский адмирал Железный Куриин привёл в разрушенную гавань Чизтана самый большой флот в истории Бандабаза. К тому моменту от города остались лишь руины. Однако почти за десять дней гуавары освободили полуостров. А решающее сражение у стен Механикума стало знаковой датой в истории как гуаваров, так и туасматус, и на века сблизило два народа. Через год состоялось сражение за остров Давос-Бестиас, где объединённые войска гуаваров и туасматус нанесли демонам новое поражение. Победа Союза оказалась неизбежной. По завершении войны было подписано Чизтанское соглашение, в результате которого город полностью отошёл под управление гуаваров, а механики получили остров Давос-Бестиас. Богатства острова до сих пор остаются неизведанными из-за тяжёлых климатических условий. Гуаварам был выплачен один миллион золотых сальдов. Их экономика испытала небывалый подъём, а развитие королевства, наоборот, замедлилось. Производство, научные исследования и прочие отрасли очень долго восстанавливались после войны.

Быт и культура Править

Механики во всём делают упор на науку. Однако при этом прикладное искусство находится на продвинутом уровне. Наиболее распростанены металлические орнаменты, стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Популярна учебная литература, но в качестве общего развития, художественная более чем приветствуется. Проза преобладает над поэзией. После войны с демонами стал популярен героический эпос. Развит театр. Самый практичный народ Элинора, по сути, достиг высот и в искусстве, однако ввиду научных достижений этого порою незаметно. Особенным городом является Чизтан, где традиционная культура перемешивается с гуаварским фольклором. Туасматус строят города под землёй, что накладывает отпечаток на культуру и менталитет. У большинства жителей подземных городов испорченное зрение. У механиков самая низкая продолжительность жизни в Элиноре (после итошинов, но те в основном не умирают естественными смертями). В данное время труд мамонтов и троллей почти не используется. Популярны битвы троллей в бойцовских ямах, собирающие аншлаги. Продвинутые политические силы ратуют за отмену подобных развлечений, приравнивая их к варварству. Среди всех слоёв общества почитаются традиционные церемонии и государственные праздники.

Промышленность, сельское хозяйство и экономика Править

Самое промышленно развитое государство. Обладает огромным количеством залежей ценных руд, а также имеет самые масштабные производства. Технологии механиков стоят на порядок выше технологий всех прочих народов Элинора. После войны с демонами активно разрабатывалось огнестрельное оружие, однако сделать вывод о современной боеспособности армии механиков очень сложно. Вполне вероятно, что с учётом големов, она может быть самой грозной силой Элинора. Экономика завязана на промышленности. Порт Чизтан, отданный гуаварам, просто необходим для сбыта продукции. Достаточно сложные наземные линии снабжения. Во-первых, тяжёл сам климат Рейро, во-вторых, прямой путь в Долину проходит через священную долину чекатта Онэ-Го-Та. А те, в свою очередь, запрещают чужеземцам появляться там. Продовольственный вопрос - самый важный. Туасматус зависят от прочих государств в вопросах поставок. В городах механиков в парниках существуют оранжереи с овощными и фруктовыми культурами, но их не хватает для обеспечения населения. Распространено собирательство грибов и лишайников, которые имеются на полуострове в достаточном количестве. Некоторые грибы считаются деликатесами у прочих народов.

Мировоззрение Править

Наука стоит и во главе мировоззрения механиков. Всё, что происходит с ними, механики пытаются объяснить с помощью науки. Они взывают к науке как к высшей божественной силе. О, всесильная Наука! Я делаю это во имя Науки! и т.д. Очевидно, что в мировоззрении механиков смерть – ничто, по сравнению с развитием науки. Последние слухи про эксперименты с искусственным разумом (а также про совершенствование големов) подтверждают версию, что механики сами пытаются стать создателями и демиургами этого мира. Механики не отрицают существования души, но характеризуют её как что-то материальное. В бессмертии души и сознания не уверены. Споры продолжаются.

Словарь Править

1 – (ан) Анора – первый

2 – (тета) Тенора – второй

3 – (рад) Радонора – третий

4 – (фи) Фидонора – четвертый

5 – (эно) Энонора – пятый

6 – (ома)

7 – (наи)

8 – ики

9 – мои

10 – энта

11 – лата

12 – доида

Аристократ – в конце приставка - арна

Безобразие! – щибрака-хай!

Белый – паталай

Битва – шакабал

Блеск – цка

Богатство, богатый – чакаи

Боль – пучайа

Больной – пучира

Большой – дао

Брак, супружество – чивари

Брать – рэмо

Бронза – фуа

Бронзовый – фуарон

Бросать, плевать – бар

Будет – жегон-ка

Буква – так, (такак)

Бумага - флок

Буря – одаратун

Было – цигоона

Быстро – нха

Быть, существовать – ка

В – уун

Великий – сбар

Вера - тошэй

Верный – квур

Весь, полностью – удола

Ветер – ойатун

Вечер – той-сэ

Видение – фонуливат

Включить - ара

Влияние – майдар

Вместе – эрмона

Внимание – тигатэрт (стойте и слушайте!)

Вода – лига

Война - шуур

Волос – нэхо

Вопрос «ли?» - ца

Вперед - ошон

Вращение, движение – та

Вспомнить - икиро

Вы - лаота

Выиграть - икиладжок

Выключить – тона

Выражение почитания – сбардаохун (обращение)

Гайка – битара

Гвоздь – кулча

Где – ачей

Глаз - кьйа

Глупая женщина - варзагита

Глупость - варза

Глупый человек – варзахун

Говорить - циремо

Голова - бауда

Горе – шмаила

Горло - орэ

Грязно – пиша-хай

Гуру - туасандао

Да - карба

Давать – тэко

Давний, давно, прошлое - цэйиридо

Дай – тэкой

Два – тета

Дверь - кона

Девушка – гирра

Делать – вес

Делать - ди

День – той

Дешево - пи

Дирижабль – сматойнат

Длинный – инала

Договор - хункалок

Дождь – лили

Дом – парган

Дорога, путь – илагро

Дорого - ча

Доска – пайла

Достойный человек - кайхон

Дошли – тэкоца

Думать – ыы

Есть ли – рон ца

Есть, да – рон ба

Железная рука – иркаци

Железо – инка

Желтый – гаин

Жена – чива

Женщина – гита

Живот - сэлом

Жизнь – кайла

Забыть - ронгая

Задница – пойпой

Заклинание - дэндали

Закон – жан

Запах - щугама

Запрет – уртара-хай

Зелье - лигара

Земля – укха

Знание, свет знания – кай

Золотой – гайран

Зрение - кила

Зуб – тук

Игла – эли

Игра - джок

Иди, пойдем – го тан

Идти – го

Искать – анта

Искать - тыйа

Искра – ищ-пыщ

Исследования – антакайтак

Итог – лорма

Как – коме

Камень - гул

Капитан – гадравари

Капля – ли

Карта – укафла

Катушка – чутайна

Клещи, кусачки – вешамат

Ключ – дэ

Книга – флоканкай

Кожа – даша

Кольцо – би

Комната - нэра

Корабль – лигадрун

Король – сбаргодан-лиасмат-арна

Короткий – кха

Кошка – мау

Красивый – кадора

Красный – айин

Кривой - орюх

Криворукий – орюх-кацИя

Кровь – лурда

Крутить – тай

Крыло – ойнакэ

Кто-то, существо, некто – липай

Кузнец – данадо

Кусочек – ни

Левый – удой

Лекарство – ракейлу

Летать – ойната

Лечить – ракей

Линия - ила

Магия - ичфан

Мало, ничего – лирра

Мастер – туасан

Маятник – ойачин

Медная проволока – кунайна

Медный – куна

Медь – ку

Медяк – кунаран

Мертвец – урахун

Металл – тара

Метель – одарафэй

Механизм, устройство – сма, сама

Механик - туасмат

Меч – матур

Мечта – сувар

Мир, перемирие - осалла

Множ.число - -ак

Множество – ваирра

Мое, мне – мар

Молот – унан

Монета – ран

Мотор – тибдум

Мудрость знания – кан, канкай

Муж – вари

Мужчина – годан

Музыка – лар

Мы – маито

Мышца – пой

Назад - агимат

Найти – икила (ики)

Наковальня – дандок

Напильник – тужук

Народ – ханарна

Наш – майтар

Неизвестный человек, бродяга – хунгой

Нет - урта

Нету, не имеется – ууронба

Нить – ина

Нога - тэ

Нож – мат

Ножницы – тетамат

Ночь – шалма

Обман – керушмаа

Обманщик, предатель - керушмахун

Образцы – каэрма

Обучающийся - рамокан

Объединять - эрмо

Огонь – фта

Одежда – лойпана

Одеяло - инанофон

Один – ан

Одиночество – каанта

Окно - цианатот

Опасный – фа

Опускаться - жэрпай

Основа, начало – габи

Остановиться - бада

Острый – жур

Острый нож – журмат

Отвага - бакари

Отрежь – ко гой

Отрицание – приставка ур-

Отряд - беред

Палец - тык

Палка – чу

Память – цэн

Пещера – гроона

Пинцет, щипцы – пиктир

Письмо - флоктак

План, идея – май

Платье - лойгино

Плоскогубцы – вечики

Победитель - дархункили

Победить – даркили

Повелитель – глиа

Подниматься - кирпей

Пожалуйста - эвескарба

Покрути – тай гой

Пол - нал

Полоса – бганайка

Порядок – хэн

Посол – циремохун

Постель - топас

Потерять – нгая (нга)

Правила – кважанна

Правильно, одобрение – карба!

Правый – атай

Праздник, бал – фэрутэй-гача

Прекрасная дама – кадора-гита

Принцесса – сбаргита-арна

Причина – энеги

Проволока – тарайна

Проиграть – урангаджок

Прошу – эвескарба

Прощания – тора-эрма (расставшись встретимся)

Пружина – убганка

Прыгать – тыба

Прямой – варна

Прятать - бойа

Прячь, беречь, прятать – дэ

Птица – ойха

Пыль, порошок - кума

Работа – же

Разделенный – торнак

Разделять – токта

Резать – ко

Ректор - туасандао

Рисунок – фарча

Рука – каци

Рычаг – чуюда

Сверло – туктай

Свет – фала

Светильник - фалит

Светлый – фалай

Сделаю, делаю – гой ба

Сегодня – тойба

Серебро – ар

Серебряк – арран

Сидеть – пай

Сила – дар

Сильная рука – одаракац

Сильный, могучий – одара

Синий – тоона

Сколько – фуга

Слабость – юда

Слово – керу (керунак)

Слух - тигха

Смерть – урда

Смотреть – тукила

Снег – фейр

Снежный – фейра

Совет – лиарнотак

Согласие – да - карба

Создатель, мастер – туа

Сон – фону

Спасибо - цинаватта

Спина - цека

Стекло - циана

Стена – тота

Стол - ибену

Странник – антакай

Страх – очеши

Строй, четко – тэрт

Танец - тэйголар

Твердый – хай

Твое, тебе – лаона

Тело – поидола

Темно - шалай

Темный – шаал

Ткань - инанка

Тонкий – ри

Топор – катон

Туман – ливат

Ты – лао

Тяжелый – ээр

Убивать – уурдон

Уважаемый – даохун

Украшение – кадорацка

Упорядочиватель (полиция) – хэндоран

Утверждение – окончание «ба»

Утро – хаа

Ухо - тига

Учение, наука – ка

Ученик – рамокан

Учитель, наставник – кантэко

Учить – кас

Фиолетовый – беренин

Флаг - талагус

Хороший, милый – су

Хотеть – ва

Цветок – паай

Цепь – бисмат

Часть – хан

Человек – хун

Черный – шаал

Чертеж, схема – файмарча

Честный человек – чайанардахун

Честь – анарда

Чисто - фалай

Чистый – чай

Чистый металл – чайтар

Что – пай

Чума, болезнь – вурпуч

Шапка - бафута

Шестеренка – туктук

Шея - ора

Шило – ваэль

Ширина – бга

Широкий – бганака

Энергия – фатаджэ

Ювелир – туакун

Юноша - годара

Я- ма

Яд – фалифа